БАЛЕТ С.С. ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА».

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953) - крупнейший композитор 20 века, пианист и дирижёр. Музыка Прокофьева воплощает гармо­ничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Характеризующие самобытность стиля его музыки движущая энергия, чистота форм, суровость тембра и гармонии, мощный динамизм, вкус к «ударному» пианизму контрастировали с другой стороной его творческой личности, а именно – склонностью к лиризму, к искреннему мелодическому излиянию.

Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудни­чал с С. П. Дягилевым, В.Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910 - 1920-х гг. («Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева - напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семён Котко» - народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918 – 1920 гг. на Украине; оперная декламационность обогащается здесь национальной народной песенностью.

Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильмы «Александр Невский», «Иван Грозный», в содружестве с режиссером С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы - психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере - «Повесть о настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение в монастыре» завершила поиски композитора в области современной комической оперы.

Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х - начала 30-х гг. («Сказка про шута...», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты, созданные композитором во 2-й пол. 30-х - начале 50-х гг. («Ромео и Джуль­етта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии разцы жанра.

Не менее значительны достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического и лирико-жанрового симфонизма. Первая симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма. Вторая симфония (двухчастная) сочетает в себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаны с театральным творчеством лирико-драматическая Третья (тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая Четвёртая (материал «Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием Пятая (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа») и лирико-драматическая Шестая симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Ясностью и гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой Седьмой симфонии.

Самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева (9 сонат, 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке 20 века.

Сюжетной основой балета С. С. Прокофьева «Золушка» послужила одноимённая сказка Ш. Перро. Бедная и трудолюбивая Золушка с помощью доброй Феи попадает на бал во дворец, где среди гостей уже находятся её Мачеха и сёстры. Неузнанная Золушка затмевает гостей красотой и нарядом, которым её одарили феи Весны, Лета, Осени и Зимы. Принц влюбляется в неё, но Золушка в полночь – по условию доброй Феи – покидает бал, второпях теряя туфельку. После долгих поисков обладательницы этой туфельки Принц находит Золушку и предлагает ей своё сердце.

В основу видеоиллюстраций данного аудиовизуального учебного пособия положен фильм-балет «Хрустальная туфелька» режиссёров - постановщиков А. Роу и Р. Захарова. Исполнители главных партий – солисты Государственного академического Большого театра России С. Стручкова, Е. Ванке, Г. Ледях, Л. Павлинов. Оркестр Государственного академического Большого театра России. Дирижер – Ю. Файер.

Меню трех дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий просматривать последовательно все номера фильма-балета.

  • АВК. Данный раздел позволяет следить за нотным текстом всех номеров клавира балета. Клавир «Золушки» в этом разделе пособия представлен полностью; звуковые треки аудио- визуального клавира даны в исполнении Большого симфонического оркестра РТВ УССР. Дирижёр Г.Рождественский.

  • Содержание. Цифровое обозначение и наименование видеоиллюстраций (фрагментов фильма – балета) даётся в соответствии с номерами в клавире.

  • Комментарии. Каждому номеру балета предпослан дикторский видеокомментарий, по окончании которого соответствующий номер аудиовизуального клавира включается автоматически. Все остальные переходы из одного раздела в другой в данном пособии осуществляются только через выход в меню.

  • Информация.

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к балету, текст сказки
Ш. Перро «Золушка» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: А. Груцынова.

Видеоинженер: Д. Корякин.

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О. Казанчева.

Комментарии читает Т. Пфлаумер.