ОПЕРА Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА».

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. Выпускник петербургского Морского корпуса. В 1859-1960 гг. Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, через которого познакомился с М.А.Балакиревым (в 1861 году Николай Андреевич вступил в кружок молодых музыкантов «Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством Балакирева созданы такие произведения Римского-Корсакова, как Первая симфония (1865 год), «Сербская фантазия» (1867 год), ряд романсов.

В 60-е гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867 год), Вторая симфония «Антар» (1868 год). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка, по драме Л.А. Мея).

С 70-е гг. расширились границы музыкальной деятельности композитора: Римский-Корсаков был профессором Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей; позднее (в 80-е гг.) руководил Императорской капеллой и возглавлял Беляевский кружок (с 1882 года). В этот же период (1870-е гг.) композитор работал над совершенствованием своей композиторской техники.

В 80-е гг. Римский-Корсаков уделял большое внимание симфоническим жанрам. После некоторого спада творческой деятельности в начале следующего десятилетия, во 2-й половине 90-х гг. в творчестве Римского-Корсакова произошел исключительный по интенсивности подъем: появились оперы «Садко» (1896 год), «Царская невеста» (по Мею, 1898 год).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мыш­ления, тонкий артистизм роднят его с
М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х годов, Римский-Корсаков про­являл большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных пе­сен», П., 1877; гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, - «40 народных песен», М., 1882).

Увлечение фольклором, древнеславянской мифоло­гией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879 год), «Снегурочка» (по А.Н.Островскому, 1881 год), «Млада» (1890 год), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895 год). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к но­мерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них).

На­иболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики - ис­кренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897 год), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898 год) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898 год). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 века, нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900 год) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902 год), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 год). Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907 год) - сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драма­тургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поруча­ются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже...»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе - либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра - «Испанское каприччио» (1887 год) и «Шехеразада» (1888 год). Существенное мес­то в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Композитор написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлин­ные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интона­ции в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: Римский-Корсаков расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой - сложные лады (в том числе характерный звукоряд - гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыгра­ла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыж­ского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятель­ность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дири­жёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Ля­дов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим доку­ментом - автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906).

 

Литературным источником оперы «Снегурочка» послужила одноимённая пьеса-сказка Островского. «Снегурочка» соединила в себе сказку-миф и элементы лирической драмы. Ее действие происходит в стране сказочного народа берендеев, почитающих бога солнца Ярилу и управляемых мудрым царем Берендеем. В сказочной стране переплетаются реальное и фантастическое. Так, однажды среди берендеев оказывается сказочное существо Снегурочка. Своим появлением на свет дочь тёплой Весны-Красны и холодного Деда-Мороза нарушает весь неизменный тысячелетний порядок смены времён года. Пришедшая из мира природы в мир людей, Снегурочка постепенно обучается чувствовать и любить, как они. Её сцена таяния – это прощание с жизнью не «девочки-льдинки» с холодным сердцем, но духовно родившегося нового, прекрасного человека.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Государственном академическом Большом театре России. Исполнители: Весна - Светлана Шилова, Мороз - Виталий Гильманов, Снегурочка - Елена Брылева, Царь Берендей - Михаил Губский, Лель, пастух - Ирина Долженко, Купава, берендейка - Елена Зеленская, Мизгирь, торговый гость - Андрей Григорьев, Бобыль, Бакула - Александр Архипов, Бобылиха, его жена - Евгения Сегенюк, Леший, страж леса - Юрий Маркелов, Бермята, ближайший боярин - Михаил Гужов, Масленица - Владимир Красов, Первый бирюч - Александр Короткий, Второй бирюч - Константин Толстобров. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра России. Дирижер - Николай Алексеев. Режиссер - Дмитрий Белов. Художник - Алёна Пикалова. Художник по костюмам - Мария Данилова. Хореография и сценическое движение - Елена Богданович.

Меню трех дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: Ю.Васильев.

Видеоинженер: Д. Корякин

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.