СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

    Обоснование новой технологии образования на основе развития механизма мышления в общеобразовательных школах, в старших и подготовительных группах учреждений дошкольного образования.

    Компьютерное Пособие создано на основе общепринятых стандартов развития способностей, мышления, стандартов уровня знаний, обеспечивающих реализацию требований части 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации с учётом федерального компонента Государственного стандарта среднего образования по музыкальному искусству и базисного учебного плана. Объём материала, формы и методы работ Пособия обеспечивают необходимый начальный уровень овладения музыкальным языком учащимися младшего школьного возраста как для дальнейшего изучения предмета «Музыка», так и для дальнейшего развития их мышления.

    Содержание Пособия впервые ориентировано на такое последовательное и неуклонное усвоение музыкального языка индивидуальным сознанием конкретного учащегося, при котором музыкальный язык, элементы и системы музыкального искусства в их звуковых формах становятся частью внутреннего мышления, активной структурой психической деятельности аналогично владению родным языком.

    Реальное владение любым языком, практическое использование языка возможно в том, и только в том случае, если внутреннее мышление обладает возможностью, умением мысленно оперировать частями, элементами и системами этого языка. Мысленное умножение и деление цифр, извлечение корней, реконструирование геометрических фигур – признак владения математическим языком определённого уровня. Умение рассуждать «про себя», мысленно проговаривать план действий – главный признак владения родным языком. Не является исключением и музыкальный язык. Мысленное слышание «про себя» звуковых музыкальных образов, музыкальной фактуры, музыкального текста – основной признак владения музыкальным языком.

    Как и владение обычным языком, владение музыкальным языком осуществляется в устной и письменной форме. Письменная форма (музыкальная грамотность) предполагает мысленное озвучивание воспринимаемого зрительно, глазами, музыкального текста, нотной графики.

    Предлагаемое Пособие является составной частью авторского учебно-методического комплекса, куда входит компьютерное «Слушание музыки», ориентированное на письменную форму как основу изучения музыкального языка, что, конечно, не исключает изучения отдельных форм, жанров и разновидностей музыкального искусства принципиально в устном варианте.

    При создании Пособия автор исходил из принципа осуществления реальной парадигмы образования, представляющей собой периодичность этапов развития мышления и повышения уровня и качества образования. Вектор парадигмы представляется единым для всех элементов сложной иерархической системы образования. Сущность содержания парадигмы образования логически вытекает из аксиомы системного подхода – аксиомы априорной закономерности: «Любое явление, любое взаимодействие элементов или систем объективной или субъективной реальности осуществляется в соответствии с априорной закономерностью этого явления или этого взаимодействия».

    Другими словами, создание новых структур мышления субъекта, усвоение им новых информационно знаковых систем, новых знаний и умений, как составной частью личности, возможно в том, и только в том случае, если психика субъекта априори имеет адекватный фундамент образно-эмоциональ- ных, чувственных, тактильно-зрительно-слуховых ощущений и представлений. Таким фундаментом является единственный институт человеческой цивилизации, создающий метапрограммы перекодирования всех информационно-знаковых систем и являющийся метаязыком (и одновременно протоязыком!) всех языковых структур цивилизации – это искусство. «Адекватность» означает, что сложность информационно-знаковых систем, воспринимаемых и изучаемых учеником, субъектом не может быть выше, чем сложность произведений искусства, которыми может оперировать психика, мышление того же субъекта.

    Каждый этап периодичности системы образования, этап каждого элемента развития мышления и повышения уровня и качества образования содержит первичный образно-эмоциональный фундамент элементов и систем искусства, на котором базируются информационно-знаковые системы всех остальных видов жизнедеятельности социума, в более узком смысле для системы образования – всех предметов и дисциплин естественно-научного цикла.

    Нелинейная, поистине фрактальная сложность соотношения первичного, фундаментального уровня мышления (оперирование системами искусства) и производного (понятийного, логического, дискурсивного) маскируется, во-первых, тем, что и взаимоотношение уровней, и реализация функций перекодировки, и дешифровка результатов работы подсознания (бессознательного), осуществляется вербальными структурами; а, во-вторых, конструктивная, основная функция искусства – функция создания конструкций субъективной (а через это и объективной!) реальности – бледнеет и становится еле заметной на фоне вторичной функции искусства – функции отражения окружающей действительности, тем более в досугово-развлекательной устной форме.

    Цель данного Пособия – практическое овладение учащимися музыкальным языком: 1) в массовом (групповом) обучении,2)в индивидуальном, в том числе дистанционном обучении. Изучение музыкального языка осуществляется в процессе активной познавательной, развивающей и творческой деятельности учащихся в области музыкального искусства. Дидактический процесс усвоения музыкального языка в рамках пособия базируется на восприятии, практическом использовании и осмыслении с обязательным вербальным знаковым «кодированием», закреплением всех изучаемых средств музыкальной выразительности. И отправной точкой, и конечным результатом является базисная установка технологии дидактического процесса на мысленное слышание каждого элемента музыкального языка, на внутреннее звуковое (акустическое) представление музыкального текста, музыкальной фактуры. Умение и навык слышания музыки «про себя», мысленно в процессе прохождения курса «Слушания музыки» приводит к созданию в мышлении, в сознании и в подсознании всех учащихся особой структуры психики – механизма внутреннего оперирования элементами и системами музыкального языка, музыкальными произведениями.

    Механизм внутреннего слышания музыки работает аналогично внутреннему мышлению на родном языке, аналогично непрерывному разговору «с самим собой». При этом вербальный механизм, как знаковый и символический, является производным, вторичным по отношению к образно-эмоционально-му механизму оперирования структурами искусства (в нашем случае – музыки). Именно поэтому задача изучения музыкального языка – первейшая задача на пути создания творческой, продуктивной личности, личности креативной, решающей задачи и принимающей решения за счёт собственной внутренней информации. (Оппозиционный путь – культивирование репродуктивной личности, принимающей решения на основании готовых, сторонних программ и алгоритмов в силу отсутствия механизма принятия решений).

    Исходная аксиома системного подхода данной парадигмы образования гласит: «Креативность личности возможна в том, и только в том случае, если внутреннее мышление субъекта обладает механизмом мысленного оперирования элементами и системами искусства». Отсюда понятна актуальность владения каждым учащимся механизмом внутреннего слышания, на основе которого конкретный ученик только и может постигнуть сложности музыкального языка. В свою очередь, уровень сложности музыкального языка, которым владеет учащийся, определяет уровень креативности его личности.

    В этом смысле определяющей структурой является, во-первых, государственный заказ качества образования не столько системы образования в целом, сколько качества образования конкретной личности будущего собственника, будущего работника, и, во-вторых, активное участие компетентного учителя в живом педагогическом процессе преподавания «Слушания музыки», в личностном принятии целей, задач, аксиоматики, методологии курса и (самое главное!) обязательное создание каждым учителем своей, авторской версии Пособия, со своим, авторским видением и конструкции урока, и отбора материала, и методов изучения, и творческих заданий.

    Тем не менее, важнейшим инновационным качеством Пособия является установка на использование конкретной теоретической базы, опоры на аксиоматический аппарат, на ряд положений и принципов, сформулированных автором как на теоретической основе системного подхода, на основе общей теории систем, так и найденных в процессе многолетней педагогической практики. К подобным теоретическим положениям относятся: 1) принцип мысленного слышания (он изложен выше), 2) принцип целостности, 3) принцип преобладания звуковысотного интонационно-ритмического комплекса, 4) принцип креативности, 5) принцип рассмотрения системы как трёхуровневой иерархии функционирования элементов, 6) системная теория восприятия, 7) теория возникновения новых свойств и качеств, 8) теория шести уровней креативности.

    Часть этих теоретических построений автор излагает непосредственно в тексте , полагая, что это необходимо для раскрытия сущности технологии «Слушания музыки» и для помощи пользователям Пособия в формировании индивидуальных планов. Тексты остальных теоретических положений изложены на CD «Материалов» и на DVD «Видео- методик». Эти материалы разъясняют позицию автора, показывают приёмы его педагогической практики в качестве дополнения,в качестве вспомогательных материалов.

    Принцип целостности.

    А) Целостность 4-х модальностей восприятия: слуховой, зрительной, тактильной и вербальной. Целостность единицы, элемента, акта дидактики заключается в осуществлении такого процесса обучения, где все модальности ученика функционируют 1) в одновременном комплексе и 2) друг через друга.

    В комплексе. Основная целостная единица процесса обучения – мысленное (в представлении, в воображении) слышание каждого элемента музыкальной фактуры – слуховая модальность, мысленное исполнение этого элемента руками – тактильная модальность, мысленное видение этого элемента и в виде нотной графики, и в виде клавиатуры фортепиано – зрительная модальность, и в мысленном обозначении, определении словами этого элемента – вербальная модальность.

    Друг через друга. Зрительное восприятии нотного текста вызывает мысленное адекватное слышание того же нотного текста; и напротив, реальное звучание ассоциируется с графическим изображением нот и с местоположением звучащего материала на клавиатуре. При этом вся иерархия звукового комплекса в сознании учащегося кодируется однозначным вербальным знаком, символом, который в свою очередь, как программа, реализуется в мысленном слышании, видении и исполнении.

    Б) Целостность восприятия специфических средств выразительности (собственно музыкальных – интервалов, аккордов, мелодики, функциональности, ладотональности) и неспецифических, общих с другими видами искусств или общежитейских (темп, динамика, эмоциональные характеристики). При этом уже первые изучаемые в курсе детские песни (и тем более – русские народные) в обязательном порядке получают эмоционально-образную вербальную оценку, в том числе программную и содержательную, связанную с текстом и , напротив, в первых же изучаемых сложных оркестровых и фортепианных произведениях кроме ассоциативных, образно-эмоциональных, программных характеристик в обязательном порядке фиксируются специфические средства выразительности – ладотональные, тембровые, метроритмические, фактурные.

    В) Целостность видов деятельности учащихся в дидактическом процессе: 1) слушание (восприятие) музыкального текста; 2) исполнение (пение, игра на фортепиано или синтезаторе целостных произведений, тем и даже отдельных интонаций); 3) анализ (вербальное определение, вербальное «замыкание», «кодирование» произведений или его частей, фрагментов или элементов); 4) сочинение: импровизация или сочинение на стихотворный текст, на заданный ритм, на образную ассоциацию, досочинение тематического элемента, присочинение баса аккомпанемента к мелодии, обязательный подбор «по слуху» выученной мелодии в любой тональности и от любого звука и любые иные творческие задания, которыми владеет педагог.

    Принцип преобладания звуковысотного интонационно- ритмического комплекса.

Этот принцип означает, что мысленное слышание музыкального текста всегда без исключений определяет пространственно-временную и динамическую ориентацию рук, пальцев и голосовых связок учащегося. Зрительная ориентация может носить только вспомогательный характер, а её первичность или преобладание затрудняет или исключает возможность изучения музыкального языка.

    Принцип креативности.

    Принцип, предполагающий самостоятельные активные действия учащегося на любом этапе процесса обучения, в любом действии, в освоении любого элемента музыкального языка.

    Первые же выученные детские песни курса «Слушание музыки» учащиеся должны подбирать методом проб и ошибок, интуитивно в любой тональности, от любой ноты. Подсознание ученика само, без правил и установок (креативно!) выстраивает сначала пальцами на клавиатуре, а позже (см. «Видеометодику») и нотами в процессе пения идентичную звуковысотную (и, конечно, ритмическую) модель мелодии песни. Определение устойчивой или неустойчивой ступени – через интуитивное ощущение остановки, законченности, но не через номер ступени; мажорное или минорное трезвучие – через ладовую окраску, но не через местоположение терцового тона.

    При реальном индивидуальном обучении можно перекрывать визуальную ориентацию на клавиатуре листом бумаги - педагог немедленно инициирует создание феномена «мыслящих рук»: подсознание не только само, креативно регулирует пространственное положение пальцев через слуховые ориентиры, но и создаёт эффект предслышания – графика нот рождает мысленное слышание, мысленное звучание, которое руководит пространственно-временной ориентацией рук и пальцев.

    Принцип креативности в русле предлагаемой технологии означает категорическое и безусловное запрещение использования учащимися готовых сторонних ответов на заключительной вербальной фазе – в виде подсказок, подглядываний, повторений ответа, мимических ориентиров. В противном случае психика ученика перестраивает структуры мышления с поиска способа решения на способ поиска готового ответа. Каждый педагог знает, что при такой психологической доминанте ученик, имеющий даже абсолютно правильный ответ, всегда ждёт внешней подсказки стороннего подтверждения.

    Запрещение прямых вербальных подсказок не отменяет репродуктивных приёмов обучения. Напротив, значительная часть элементов музыкального языка, специфических средств музыкальной выразительности изучаются, усваиваются как данность путём репродуктивного повторения, подражания аналогу, образцу. Как правило, дидактические вербальные определения качеств, особенностей и различий элементов музыкального языка – не более, чем символы. Установка предполагает использование именно профессиональной общепринятой терминологии в каждом возможном случае, где вербальное определение символизирует элемент музыкального языка или средство музыкальной выразительности.

    Овладение музыкальным языком методологически осуществляется в процессе перевода внешнего звучания музыкального текста в его мысленное слышание (слышание «про себя»): слышание отдельных элементов музыкального языка, фрагментов музыкальных произведений, их частей и целостных музыкальных произведений. На практике данная интериоризация не представляет для ребёнка каких-либо затруднений. Приведём простейший пример последовательности процесса интериоризации песни «Василёк» (фа-фа-ми-ре-ре-до): 1)вместе с синтезатором спеть и сыграть песню сначала со словами, 2)затем – нотами,3)чередуя: один звук-синтезатор, другой - ученик; 4)играя на выключенном синтезаторе (синтезатор-«в голове»),спеть все ноты; далее-через ноту; 5) и, наконец, любую ноту по команде учителя. Усложняя фактуру (два голоса, аккорды и т.д.), адекватно развиваем мышление.

    Предполагая индивидуальную методику и индивидуальное календарное и поурочное планирование каждого преподавателя «Слушания» или «Музыки», в Пособии нет ни элементарной теории музыки, ни вербальных описаний музыкальных образов изучаемых произведений: педагог обязан сам владеть минимумом профессиональных знаний и навыков. Напротив, понять фундаментальное значение первоначального создания аппарата мышления не просто: для оценки своего капитала, физического состояния, красоты есть внешние ориентиры, а своё мышление каждый измеряет… своим же мышлением, у всех один к одному!