Компьютерное пособие «Слушание музыки» является I частью «Аудиовизуального пособия по слушанию музыки и изучению оперно-балетных жанров», созданного в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий» по гранту Президента РФ.

   Пособие состоит из 27-х CD и DVD дисков и имеет универсальный характер. С одной стороны, весь предлагаемый материал может быть использован в рамках любой методики и программы «Слушания музыки», «Музыки», «Музыкального искусства» как в общеобразовательных учебных заведениях, дошкольных учреждениях, так и в учебных заведениях начального музыкального профессионального образования, С другой стороны, структура данного учебника предлагает новую технологию образования, фундаментальным фактором которой является развитие внутреннего музыкального мышления каждого ученика.

   В результате занятий по этой методике обычно к концу второго года обучения, а у некоторых учащихся и значительно раньше, вырабатывается абсолютный слух.

   Более подробно методологию развития внутреннего музыкального мышления можно изучить, просмотрев диски «Видеометодика № 1 и № 2», а также прочитав статью «Комплексная методика развития внутреннего музыкального мышления», размещённую на диске «Материалы» каждого класса. На этих же дисках расположены нотные материалы всех разделов, которые могут быть распечатаны постранично на принтере как для педагога, так и для каждого ученика.

   Весь объём учебного материала I класса занимает 9 дисков: Аудиодиск № 1 (разделы: «Детские песни», «Русские народные песни», «Фортепианные произведения»), Аудиодиск № 2 (раздел «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры»), Аудиодиск викторины (99 фрагментов), компьютерный CD с материалами, DVD № 1 (аудиовизуальный клавир к разделам: «Детские песни», «Внутреннее слышание произведений лёгкой фортепианной фактуры», «Русские народные песни»), DVD № 2 (аудиовизуальный клавир к разделу «Фортепианные произведения»), DVD с мультимедийной викториной, «Видеометодика» DVD №1 и «Видеометодика» DVD №2.

   Все формы работы представлены в поурочной схеме, которая носит рекомендательный характер.

   Всего форм работы в 1 классе - пять: Детские песни; Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры; Русские народные песни; Фортепианные произведения; Внутреннее слышание произведений лёгкой фортепианной фактуры.

   Раздел «Детские песни». Аудиозвучание располагается на Аудиодиске № 1. Детские песни здесь даны в профессиональном исполнении и предназначены для непосредственного прослушивания учащимися. Как и произведения всех остальных разделов, фрагменты «Детских песен» используются для угадывания в компьютерной (мультимедийной) викторине и в аудиовикторине.

   В Аудиовизуальном клавире (Аудиовизуальный клавир DVD № 1) все эти же песни даны в фортепианном исполнении. На экране появляются нотные страницы, синхронизированные с аудиозвучанием. Ученик может следить по нотному тексту за звучанием, одновременно со звучанием петь мелодию песни со словами или нотами, играть на клавиатуре мелодию песни одновременно с её звучанием. В итоге работы над разделом «Детские песни» учащиеся должны играть и петь наизусть мелодии песен как со словами, так и нотами; мысленно, при помощи внутреннего слухового представления, петь и играть их на выключенной клавиатуре синтезатора; подбирать их на слух на фортепиано (синтезаторе), не транспонируя, от любой ноты.

   Наивысшим результатом этой формы работы является пение мелодии нотами от любого звука с одновременной игрой на «немой» клавиатуре и запись нотами по памяти мелодии (в основной тональности).

   В материалах раздела «Детские песни» (см. диск «Материалы», папка «Детские песни») каждая песня представлена с несколькими вариантами аккомпанемента. Если папка «Одноголосные детские песни» предназначена для простого выучивания и исполнения дошкольниками, детьми –инвалидами, учащимися слабого развития, то в папке «Детские песни» каждая песня даётся в нескольких вариантах: Вариант для исполнения педагогом – более сложный; Варианты для исполнения учащимися – для продвинутых учеников. Прослушивание песен на аппаратуре в обязательном порядке должно сочетаться с живым исполнением педагога.

   Раздел «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры». Аудиозвучание располагается на Аудиодиске № 2. Произведения этого раздела предназначены прежде всего для слухового образно-эмоционального восприятия. Если раздел «Детские песни» предназначен для детального и конкретного восприятия и изучения художественных произведений (со слежением по нотам, пением нотами и со словами, вербальным определением средств выразительности, интервалики, ритмики), то оркестровые произведения предназначены для развития ассоциативного и целостного музыкального мышления. Тем не менее, в материалах этого раздела (см. диск «Материалы», папка «Адаптированные темы к разделу «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры») представлены облегчённые темы произведений, предназначенные для выучивания учащимися и исполнения на фортепиано. Этот раздел предполагает не только образно-эмоциональное восприятие с вербальным определением смыслового содержания, но и дополнительное использование тактильных и зрительных ощущений при исполнении тематического материала.

   Раздел «Русские народные песни». Аудиозвучание располагается на Аудиодиске № 1. Двенадцать русских народных песен звучат в профессиональном исполнении певицей в народной манере.

   В Аудиовизуальном клавире (Аудиовизуальный клавир DVD № 1) все эти же песни даны с нотами в одноголосном варианте. В материалах раздела «Русские народные песни» (см. диск «Материалы», папка «Русские народные песни») каждая песня представлена в однострочном варианте с полным словесным текстом и в варианте с усложнённой полифонической фактурой. Ученик может следить по нотному тексту за звучанием, одновременно со звучанием петь мелодию песни со словами или нотами, играть на клавиатуре мелодию песни одновременно с её звучанием.

   В итоге работы над разделом «Русские народные песни» учащиеся должны следить по нотам за исполнением песен, петь со словами и нотами мелодии этих песен. Наиболее продвинутые учащиеся могут петь их наизусть как со словами, так и нотами; мысленно, при помощи внутреннего слухового представления, петь и играть их на выключенной клавиатуре синтезатора; подбирать их на слух на фортепиано (синтезаторе), не транспонируя, от любой ноты; петь их нотами от любого звука.

   Раздел «Фортепианные произведения». Аудиозвучание располагается на Аудиодиске № 1. Задачи этого раздела те же, что и задачи раздела «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры». При планировании урока желательно, чтобы на каждом уроке звучали произведения как в оркестровом, так и в фортепианном исполнении. В этом случае возникает эффект воздействия различных тембров, и с самого начала обучения у учащихся вырабатывается дифференцированное восприятие тембров различных инструментов.

   В Аудиовизуальном клавире (Аудиовизуальный клавир DVD № 2) звучание этих же произведений синхронизировано с появляющимися на экране монитора (или телевизора) нотными страницами. Особенностью этого раздела является необходимость и возможность сочетать воспроизведение с диска с «живым» исполнением педагога. Для этого ноты фортепианных произведений с диска «Материалы» могут быть распечатаны на принтере и для педагога, и для учащихся. Опыт показывает, что процесс слежения по нотам за фактурой фортепианных произведений представляет для начинающих учащихся определённую трудность. Педагог должен приучать учащихся сначала следить за мелодической линией; дополнительным приёмом слежения является пропевание мелодии нотами. Затем в процесс слежения можно постепенно включать другие элементы фактуры, в том числе нижний голос в басовом ключе. Кроме того, при «живом» исполнении педагог должен варьировать темп исполнения, начиная с весьма медленного и лишь затем постепенно ускоряя до темпа оригинала.

   В материалах этого раздела (см. диск «Материалы», папка «Фортепианные произведения») представлены ноты данных произведений. Раздел предполагает не только образно-эмоциональное восприятие с вербальным определением смыслового содержания, но и теоретическое осмысление отдельных средств выразительности (у учащихся перед глазами - нотный текст): размер, тональность, фактура, движение мелодии, отдельные интервалы и аккорды, штрихи, динамика, средства агогики и т. д. Опыт показывает, что учащиеся положительно воспринимают теоретические, вербальные определения средств выразительности в том случае, если они соотносятся с непосредственным одновременным восприятием и звукового материала, и графики нотного текста.

   В материалах этого раздела (см. диск «Материалы», папка «Адаптированные темы к разделу «Фортепианные произведения») представлены облегчённые темы произведений, предназначенные для выучивания учащимися и исполнения на фортепиано. Отсюда - дополнительное использование тактильных и зрительных ощущений при исполнении тематического материала.

   Раздел «Внутреннее слышание произведений лёгкой фортепианной фактуры». Практически все разделы «Слушания музыки», кроме раздела «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры», предназначены для выработки механизма внутреннего, мысленного слышания музыкального текста. Это одна из основных задач данной методики, новая технология обучения, где развитие фундаментального мышления ученика на основе мысленного слышания музыкального текста опережает и облегчает выработку традиционных знаний, умений и навыков, создаёт возможность понимания закономерностей дисциплин естественно-научного цикла, формирует креативность личности ученика.

   Данный раздел ставит своей задачей обобщение опыта мысленного слышания учащимися нотного текста через мысленное восприятие чисто фортепианной, доступной для их исполнения, фактуры произведения. Это те же самые произведения, которые исполняются учащимися на уроках фортепиано (по специальности) и общего фортепиано. Отсюда чрезвычайно важное значение имеет тесное взаимодействие преподавателей смежных дисциплин – специальности, сольфеджио, общего фортепиано, хора, музыкальной литературы, и не только в плане общего репертуара. Необходима осознанная и зафиксированная в той или иной форме общая методологическая установка педагогического коллектива на развитие музыкального мышления каждого ученика как основы развития творческих способностей, основы роста художественного мастерства.

   «Внутреннее слышание…» - единственный раздел «Слушания музыки», где мысленное выучивание произведения по нотному тексту может предварять его реальное исполнение. Постепенное усложнение фортепианной фактуры даёт возможность последовательно овладеть этим умением и применять его в практике других дисциплин.

   В итоге пьесы из раздела «Фортепианные произведения» (1 класс) на третьем году обучения станут типовым материалом раздела «Внутреннее слышание произведений лёгкой фортепианной фактуры».

   Практика формирования мысленного слышания детально иллюстрируется на дисках «Видеометодика DVD № 1» и «Видеометодика DVD № 2».

   Отдельно опишем содержание диска «Материалы». Это чисто компьютерный диск, на котором располагаются: в формате Word – сведения об авторах, перечень аудиодисков № 1 и № 2(два варианта), перечень исполнителей, поурочная схема, таблицы викторины для учащихся (два варианта), перечень тем, находящихся на диске викторины, таблица викторины для педагога, комплексная методика развития внутреннего музыкального мышления, текст комментариев к видеометодике; в формате TIFF – нотный материал к разделу «Детские песни», однострочные «Детские песни» для учащихся, нотный материал к разделу «Русские народные песни», однострочные «Русские народные песни» для учащихся, адаптированные темы к разделу «Произведения сложной, в том числе оркестровой фактуры», адаптированные темы к разделу «Фортепианные произведения», нотный материал к разделу «Внутреннее слышание произведений лёгкой фортепианной фактуры», ноты к разделу «Фортепианные произведения».

   Все эти материалы могут быть постранично распечатаны на принтере. Таким образом, каждый вид работы может осуществляться не только на мониторе компьютера или телевизора (Аудиовизуальный клавир), но и с реальными нотами в руках.

   Обратите внимание на «таблицы викторины для учащихся». Они предназначены для дошкольников и учащихся самого младшего возраста, которые во время аудиовикторины проставляют номер исполняемого фрагмента в готовых клеточках таблицы. Таблицы разделены по жанрам для удобства поиска звучащей темы: песни, фортепианные произведения, произведения для оркестра. Все три листа первого варианта дети одновременно кладут перед собой. Второй вариант – один лист, но с мелким шрифтом – педогог использует в зависимости от состава и уровня подготовки конкретной группы.

   Диск «Аудиовикторины» (99 треков) предназначен для проведения викторин педагогом непосредственно на уроке: педагог в готовой схеме («Таблица викторины для педагога») отмечает номер исполняемого фрагмента.

   Диск «Викторина мультимедиа» предназначен для итогового компьютерного тестирования учащихся. Викторину нужно скопировать на жёсткий диск компьютера и включать её с «Рабочего стола».

   Компьютерное тестирование учащиеся осуществляют самостоятельно, все остальные формы работы требуют деятельного участия педагога. Кроме того, опыт показывает необходимость присутствия родителей на уроках, что значительно увеличивает результативность занятий: родители со знанием дела контролируют выполнение домашних заданий детьми, возникает эффект «семейного обучения», кроме того, педагог не тратит время на запись домашнего задания в дневники 5-6- летних учащихс

   Структура учебного материала всех 3-х классов сознательно унифицирована и стандартизирована. Во II классе присутствуют все те же разделы, что и в I классе за исключением раздела «Русские народные песни». Тем не менее, «Русские народные песни» могут быть использованы на уроках на новом уровне (не каждый учащийся в I классе может сложную русскую народную песню спеть нотами от любого звука); можно устроить конкурс на лучшее знание русских народных песен. Образцом конкурса могут послужить детально разработанные материалы конкурса «На лучшее знание «Детского альбома» П. И. Чайковского» (см. Аудиовизуальное пособие «Детские альбомы»).

   Во II и III классах материал разделов постепенно усложняется. Педагог, по своему усмотрению, может как сокращать, так и увеличивать объём изучаемого материала, привлекая к изучению произведения «Аудиопособия для учебных заведений». Целесообразно использовать просмотр балетов и опер (см. Аудиовизуальное пособие «Оперы и балеты»), подготавливая детей к восприятию произведений сложных сценических жанров.

Кроме компьютерной технологии собственно аудиовизуальных клавиров, Пособие, впервые в учебной практике нашей страны, предлагает использовать для развития мышления технологию «трёх темпов», где каждое произведение аудиовизуального клавира даётся в медленном, среднем и оригинальном темпах. Это три диска DVD: «Двухголосные инвенции И.С.Баха» (с изначальной записью всего цикла в трёх темпах), «Детский альбом» П.И.Чайковского» и «Времена года» П.И.Чайковского. Два последних созданы в программе, позволяющей кардинально менять темп без искажения звуковысотной, метроритмической и тембровой сторон аудиозаписи. Практику увеличения скорости чтения музыкального текста, скорости слежения по нотам, скорости мысленного (внутреннего) слышания музыкальных произведений автор рекомендует начинать со слушания в оригинальном темпе для первичного восприятия целостной и неискажённой образно-эмоциональной стороны произведения, и лишь затем «разгоняя» скорость восприятия от медленной, детализируя элементы фактуры, к средней и, далее, к оригинальной.