БАЛЕТ П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ЩЕЛКУНЧИК».

ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич (1840-1893) – великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. В его творчестве нашли своё продолжение традиции М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Созданные им оперы и балеты, симфонические и камерные произведения явились новым, ценнейшим вкладом не только в русское, но и в мировое музыкальное искусство. Велико было также значение педагогической и публицистической деятельности Чайковского в развитии национального профессионального образования и критики.

Всю свою жизнь Чайковский отдавал много сил овладению профессиональным мастерством. Он всегда проявлял исключительную требовательность к себе и никогда не удовлетворялся достигнутым. «Без работы жизнь для меня не имеет смысла, - говорил он. – В сущности, я без неё и дня прожить не могу».

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х годов. В 70-х годах он был уже автором многих выдающихся сочинений, в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырёх симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини», а также знаменитых фортепианных произведений «Времена года» и «Детский альбом».

Наивысшего расцвета дарование композитора достигло в 80-х и начале 90-х годов, когда им были созданы такие шедевры мирового музыкального искусства, как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии.

В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры; ведущими из них были опера и симфония. Содержание его музыки универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Композитор претворял в своих сочинениях глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу. По глубине проникновения в душевный мир человека, по тонкости психологического анализа он может быть сопоставлен с такими художниками, как Толстой и Достоевский.

В соответствии с тематикой и характером дарования композитора сложились и основные черты его творческого облика. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. По-вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и инструментальных произведений. Напевность, мелодичность присущи его голосоведению, гармоническому и оркестровому языку.

Истоки мелодического языка Чайковского крепко связаны с традициями русской музыки и одновременно включают в себя лучшие достижения всей европейской культуры в её различных стилевых проявлениях. В музыкальном языке композитора ощутимо влияние русской романсовой культуры 1-й половины XIX века – творчества Гурилёва, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского.

Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. «Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях… - говорил сам композитор. – Я русский в полнейшем смысле этого слова».

Сюжетной основой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» послужила сказка Э.-Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Для композитора основной её идеей стал показ душевного мира ребенка. Всё, что происходит в балете, словно показывается глазами его героини. Взрослые, появляющиеся на сцене, далеко не главные персонажи; они входят в атмосферу праздника, как и зрители, присутствующие в зале, но основой его остается детское восприятие. Радость от наступившего праздника, восторг при виде подарков, волшебный полусон-полуявь, в котором происходят всякие чудеса и в котором можно встретить чудесных персонажей, – вот то, что составляет неотъемлемую часть содержания балета. Кроме того, красной нитью в нем проходит идея взросления детской души. Если вначале мы видим Машу маленькой девочкой, мечтающей о красивом подарке, то во втором акте она предстает уже юной девушкой, влюбленной в своего Принца. Именно эта идея, видимо, и вдохновила Чайковского на создание столь поэтичного балета, воплощающего детские мечты, в котором нет привычной для хореографического спектакля интриги.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Кировского балета в Мариинском театре. Исполнители главных партий: Маша/Принцесса – Лариса Лежнина, Щелкунчик/Принц – Виктор Баранов, Дроссельмейер – Петр Русанов. Либретто Мариуса Петипа. Хореография и либретто адаптированы Василием Вайноненом. Оркестр Кировского театра. Дирижер - Виктор Федотов.

 

Меню двух DVD-дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера балета, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Также раздел позволяет переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Данный раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира балета. Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к балету, текст сказки Э.-Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: А. Груцынова.

Видеоинженер: Д. Корякин.

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О. Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.