ОПЕРА А.С.ДАРГОМЫЖСКОГО «РУСАЛКА».

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869) – талантливый русский компо­зитор. Даргомыжский получил разностороннее домашнее образование, в том числе и музы­кальное. Под влиянием знакомства с М. И. Глинкой (1835 г.) он избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Первая его опера «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847) обнаруживает драматический дар автора. В 40-х гг. написаны романсы «Я вас любил», «Свадь­ба», «Ночной зефир» (на слова А. С. Пушкина) и другие, отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Творчество Даргомыжского 2-й половины 40-х - начала 50-х годов отражает тенденции, связанные с раз­витием критического реализма в литературе и искусстве. В 1855 году создана опера «Русалка» (по драматической поэме Пушкина).

С конца 50-х годов развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. Он был избран членом комитета Русского Музыкального Общества (1859 г., в 1867 г. председатель Петербургского отделения), участвовал в разработке устройства первой в России консерватории. В эти годы Даргомыжский создал ряд романсов, явившихся вершиной его камерно-вокального творчества. В конце 50-х - начале 60-х годов Даргомыжский сблизился с группой молодых русских композиторов (впоследствии - «Могучая кучка»), ока­зав большое влияние на их творчество. Кроме того, композитор участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позднее также в журнале «Будильник»). В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» (по Пушкину; по завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, инструментовал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков).

Даргомыжский наряду с Глинкой - основоположник русской классической музыкальной школы. Его центральное произведение - опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра - народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Композитор обогатил жанры вокальной лирики, яркие образцы которой являют драматическая песня «Старый капрал», сатирические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения – пьесы для оркестра «Баба-Яга, или С Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» - уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые характеристичные приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.

В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма. (Его девиз: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»). Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлён этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизменённый текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно-вокальном жанрах, ведущие к творчеству М. П. Мусоргского (который назвал Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды »), П. И. Чайковского и других русских композиторов.

Опера А.С.Даргомыжского «Русалка» написана на сюжет неоконченной пьесы А.С.Пушкина. В её основе – душевная драма Наташи и её отца. Трагедия Наташи – это трагедия общественного неравенства: дочь мельника не может стать женой князя. Князь женится на другой – на женщине своего круга. Даргомыжский воплотил не только социальные конфликты действительности, но и внутренние противоречия человеческой личности со всей изменчивостью её натуры. Наташа, чья вера и чувства грубо обмануты, становится безжалостной, властной мстительницей. Корыстолюбивый и лукавый Мельник после гибели дочери превращается в трагическую фигуру.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» Государственного академического Большого театра России. Исполнители главных партий: Князь – Анатолий Зайченко, Княгиня – Татьяна Ерастова, Мельник – Игорь Матюхин, Наташа – Елена Зеленская. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра России. Дирижер – Марк Эрмлер. Режиссер – Михаил Кисляров. Художники – Виктор Вольский, Рафаил Вольский.

Меню трех дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст незаконченной драмы А.С.Пушкина «Русалка» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: М.Кушнир.

Видеоинженер: Д. Корякин4

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.