ОПЕРА М.И.ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857) – выдающийся русский композитор. Глинка не был просто продолжателем традиций своих предшественников. Восприняв и обобщив их опыт, он утвердил своим гением величие и самобытность русской музыки, подняв ее всех областях до классических высот.

Творчество Глинки - свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нём претворились достиже­ния русской композиторской школы 18 - начала 19 вв.

Родоначальник русской музыкальной класси­ки, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщив характерные черты русского народного музыкального творчества, он открыл в своих операх и симфонических произведениях мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только городскому фольклору (как его старшие совре­менник А.А.Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западноевропейской музыкальной культу­рой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских национальных школ.

Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве компози­тора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочета­ния правды и красоты.

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство Глинки прояви­лось и в области музыкальной драматургии; впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отка­завшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен.

Ведущая роль в драматургии «Жизни за царя» принадлежит народу. В образе Сусанина Глинка воплотил лучшие качества русского народного характера, придал ему реалистические жизненные черты. В вокальной партии Сусанина он создал новый тип русского ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх русских компози­торов.

В опере «Руслан и Людмила», переосмыслив содержание шутли­вой иронической поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка усилил эпические чер­ты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценическое действие подчинено принципу былинного повествова­ния. Типичный для драматургии «Жизни за царя» метод конфликтного развития в «Руслане и Людмиле» уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вокально-симфонических сцен. Впервые у Глинки получил яркое воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере), показанный в тесной связи с русской славянской тематикой. «Руслан и Людмила» - прямая предшественница русских эпических опер, она прокладывает путь к образному миру сочинений Бородина и Римского-Корсакова.

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В «Камаринской» композитор раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства.

Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» (от них - путь к жанровому симфонизму «кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и симфоническим вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854-1855).А Н.Серов записал его «Заметки об инструментовке».

Творчество Глинки дало могучий толчок развитию не только национальной музыкальной культуры, но и музыкальной культуры сопредельных стран.

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С.Пушкина. В её основе - волшебно-приключенческая история о поисках и обретении женихом похищенной невесты. Развитие сюжета отличается неторопливым, сказовым темпом. В опере обрисован древнеславянский мир, поэтичный и величественный, мир, в котором реальное и чудодейственное существуют в тесном переплетении. Главный герой оперы - Руслан - русский легендарный богатырь, борющийся против страшных чудищ и колдунов. За сказочным сюжетом сокрыто глубокое философское содержание: в опере утверждаются идеи верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в Кировском театре оперы и балета. Исполнители главных партий: Людмила – Анна Нетребко, Руслан – Владимир Огновенко, Ратмир – Лариса Дядькова, Фарлаф – Геннадий Беззубенков, Горислава – Галина Горчакова. Оркестр, хор и балет Кировского театра оперы и балета. Дирижер – Валерий Гергиев. Режиссер-постановщик – Лотфри Мансури. Исполнительный продюсер – Джейн Сеймур. Продюсер – Колин Уилсон. Оператор-постановщик – Ганс Хулшер.

Меню пяти дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира»

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: Ю.Васильев.

Видеоинженер: Д. Корякин

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.