БАЛЕТ И.Ф.СТРАВИНСКОГО «ПЕТРУШКА».

 

СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович (1882-1971) – великий русский композитор, дирижёр. Сын известного певца Ф. И. Стравинского. С детских лет Стравинский учился игре на фортепиано у А.П.Снетковой и Л. А. Кашперовой. Свое образование будущий композитор начал с изучения права; но в 1903 г. стал частным учеником Н. А. Римского-Корсакова, который не только давал ему уроки, но и содействовал исполнению его сочинений. Решительным поворотом в судьбе Стравинского явилась встреча с известным театральным деятелем С. П. Дягилевым (организатором «Русских сезонов» за границей). В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие ав­тору мировую славу. Сотрудничество с Дягилевым вынуждало композитора подолгу жить за рубежом (начиная с 1910 года), а после Октябрьской революции Стравинский решил не возвращаться на родину. С 1914 г. он обосновался в Швейцарии, с 1920 г. - во Франции, с 1939 г. - в США (в 1934 г. принял французское, в 1945 г. - американское подданство). Стравинский вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1962 г. состоялись его авторские концерты в Москве и Ленинграде.

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако подчинённой в каждый творческий период определённой стержневой тенденции.

Произведения «русского периода». На первых произведениях композитора отразилось влияние Римского-Корсакова и в определенной мере П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина и К. Дебюсси. «Русский период» отмечен такими шедеврами, как балеты «Жар-птица» (Париж, 1910), «Петрушка» (Париж, 1911), «Весна священная» (Париж, 1913), хореографические сцены «Свадебка» (Париж, 1917, окончательный вариант 1923). Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики композитора, связанные с «театром представления», закладываются основные элементы музыкального языка, «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариант­ное развитие и т. д. С балета-пантомимы «История солдата» (Лозанна, 1918) происходит явный поворот в стиле Стравинского, в котором заметны отход от русских музыкальных сюжетов и влияний, сильное упрощение ритмическо­го письма и интерес к новым музыкальным явлениям, таким как джаз и легкая музыка.

Неоклассический период. В так называемый неоклассический период творчества Стра­винского (до начала 50-х годов 20 века) на смену русской темати­ке пришла античная мифология. Кроме того, существенное ме­сто заняли библейские сюжеты. Стравинский обратился к раз­личным стилям, осваивая приемы и технику европейской му­зыки барокко, средневековой полифонии и создавая высокие образцы стилизации. К лучшим произведениям неоклассического периода отно­сятся опера-оратория «Царь Эдип» (Париж, 1927, на текст Ж. Кокто по Софоклу, переведенный на латынь Жаном Даниелу) и опе­ра «Похождения повесы» (Венеция, 1951), где наиболее ясно проявился трагический фатализм Стравинского; балеты «Аполлон Мусагет» (1928) и «Поцелуй феи» (1928), «Игра в карты» (1937), «Орфей» (1947), Симфония псалмов (1930), Ок­тет для духовых инструментов (1923), Месса (1948), Соната (1924) и Серенада для фортепиано (1925), Концерт для двух фортепиано (1935).

Поздний период творчества Стравинского (с середины 1950-х годов) характеризуется преобладанием религиозной тематики («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), усилением роли вокального начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). В число шедевров последнего периода входят балет «Агон» (1953-1957), «Свя­щенное песнопение» (Canticum Sacrum, 1955) и «Плач пророка Иеремии» (1957-1958) для солистов, хора и оркестра, кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961) и «Заупокойные песно­пения» (Requim Canticles, 1966) для солистов, хора и оркестра, «Движения» (1958-1959) для фортепиано и оркестра. При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет.

Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 века.

 

Балет «Петрушка» сам композитор называл «потешными сценами». Средствами музыки, танца и живописи в этом произведении Стравинского создается образ ярмарки с ее толпой, балаганами, традиционным театриком. В центре же событий оказываются куклы: Петрушка, его соперник Арап и Балерина. Перед зрителями разворачивается кукольная любовная драма, заканчивающаяся смертью главного героя. Сам по себе образ Петрушки отличается многогранностью. С одной стороны, он своего рода личина шута, смеющегося над действительностью и окружающими. С другой стороны, за маской куклы скрывается чуткая человеческая душа, способная чувствовать и страдать.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» Андриса Лиепы. Фильм воссоздает подлинную (первоначальную) постановку труппы «Русский балет Дягилева». Исполнители главных партий: Петрушка – Андрис Лиепа, Арап – Гедиминас Таранда, Балерина – Татьяна Белецкая. Режиссер - Андрис Лиепа. Балетмейстеры – Александр Прокофьев, Николай Андросов. Оркестр Государственного академического Большого театра России. Дирижер - Андрей Чистяков. Декорации и костюмы восстановлены по эскизам Анатолием и Анной Нежными. Звукорежиссер – Владимир Виноградов. Интерфейс – Яна Жудро, Александр Тимошин. Дизайн – Сергей Громов.

Меню DVD-диска настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера балета, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Также раздел позволяет переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Данный раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира балета. Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к балету и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: А.Груцынова.

Видеоинженер: Д. Корякин

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.