• Александр Невский
    Александр Невский
  • Евгений Онегин
    Евгений Онегин
  • Петрушка
    Петрушка

  • Ромео и Джульетта
    Ромео и Джульетта
  • Русалка
    Русалка
  • Руслан и Людмила
    Руслан и Людмила

  • Князь Игорь
    Князь Игорь
  • Борис Годунов
    Борис Годунов
  • Щелкунчик
    Щелкунчик

  • Свадьба Фигаро
    Свадьба Фигаро
  • Снегурочка
    Снегурочка
  • Снегурочка
    Жизнь за царя

  • Золушка
    Золушка

Аудиовизуальное пособие из серии «Оперы и балеты» является частью «Комплексного аудиовизуального пособия по слушанию музыки и изучению оперно-балетных жанров», которое выпускается в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям музыкального искусства» в соответствии с грантом Президента РФ    2005 года (распоряжение Президента РФ № 480-рп от 13.10.04 г.).

Данное пособие обладает несомненной новизной,  направленным сочетанием всевозможных методов преподнесения информации и имеет ряд преимуществ:

  • использование материалов пособия способствует решению разнообразных дидактических задач, стоящих при изучении обязательных дисциплин в учебных заведениях искусств, а также оказывает содействие в решении проблемы повышения уровня знаний в общеобразовательных учреждениях;
  • пособие дает возможность применять современные компьютерные технологии в музыкально-образовательном процессе педагогам различных учебных дисциплин и любых методических ориентаций;
  • полифункциональная информация учебного пособия может быть переориентирована и использована в качестве дополнительного материала на уроках любых гуманитарных дисциплин.

В профессиональных учебных заведениях искусств «Оперы и балеты» предназначены  для использования в качестве дидактического материала, прежде всего, по предметам «Музыкальная литература» и «История музыки». По предмету «Слушание музыки» учебные пособия одинаково необходимы как учебным заведениям искусств, так и общеобразовательным учреждениям.

В виде вспомогательного (иллюстративного) материала «Оперы и балеты» могут быть использованы во всех звеньях системы образования – от дошкольных учреждений до ВУЗов. История, литература, обществоведение, культурология, эстетика, мировая художественная культура – вот далеко не полный перечень дисциплин, в изучении которых существенным подспорьем подрастающему  поколению послужат разнообразные материалы данного пособия.

В семейном и индивидуальном воспитании «Оперы и балеты», во-первых, станут мощным средством, стимулирующим детское восприятие и воображение, во-вторых, помогут интенсивно развить творческие способности, креативность, интеллект.      

Первый выпуск «Опер и балетов» включает в себя 13 учебных пособий: восемь опер («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», «Снегурочка», «Русалка», «Свадьба Фигаро»), четыре балета («Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Петрушка», «Золушка») и кантату «Александр Невский».

Вся серия учебных пособий «Оперы и балеты» изготовлена на цифровых носителях в формате DVD. Информация, содержащаяся на компакт-дисках, может быть воспроизведена как на телевизорах через DVD-проигрыватели, так и на компьютерах.

Пособие содержит следующие виды учебного материала:

I. Видеозаписи

В качестве иллюстраций в учебном пособии использованы записи оперных и балетных спектаклей, которые даны в соответствии с общепринятым внутренним делением сочинений на сцены и номера. При подборе иллюстративного материала мы ориентировались на использование классических и традиционных постановок, полагая, что первое знакомство детей, первое  восприятие ими таких сложных жанров, как опера и балет, должно основываться на традиционных постановках, максимально соответствующих композиторскому замыслу и сюжетной исторической обстановке.

Современные компьютерные технологии  позволяют  просматривать номера спектакля с русскоязычными титрами или без них в зависимости от направленности учебного процесса, уровня подготовки и развития учащихся, а также позволяют осуществлять просмотр с титрами,  как на фоне видеоряда, так и в формате аудиовизуального клавира.

II. Комментарии

Содержание дикторских комментариев, как и текстовых комментариев в «Дополнительных материалах», весьма разнообразно: от эмоционально-событийных словесных  описаний, поясняющих происходящее на экране действие, до высокопрофессионального подробного музыковедческого анализа.

Дикторские комментарии записаны в  телевизионной  студии, их форма унифицирована – она едина практически во всей серии пособий «Оперы и балеты».

III. Ноты

В основе учебных пособий лежит инновационная методическая разработка – аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране телевизора или монитора синхронно с воспроизведением звучания соответствующего музыкального фрагмента. Благодаря этой разработке появляются следующие возможности:

  • одновременно с прослушиванием произведения следить по нотам на экране монитора или телевизора (т.е. фактически позволяет педагогу обойтись на уроке без использования многостраничных нотных томов);
  • отдельно или одновременно с прослушиванием произведения проигрывать нотный текст на MIDI-клавиатуре, глядя на экран монитора.                                                          

Аудиовизуальный раздел учебных пособий содержит либо полный нотный текст всего клавира, либо нотный текст наиболее важных номеров клавиров опер и балетов согласно действующим учебным программам.

 

IV. Дополнительные материалы включают в себя обзоры творческого пути композиторов, краткие содержания опер и балетов, полные тексты либретто, текстовые комментарии (как правило, более полные и глубокие, чем дикторские комментарии), текст художественных произведений, которые являются литературной основой опер и балетов, и ряд иных материалов. Эта информация находится на первом компакт-диске каждого из 13-ти учебных пособий «Опер и балетов». Дополнительные материалы могут быть открыты («извлечены»), прочитаны и распечатаны только на компьютере. В случае необходимости, к любой опере или балету может быть приложен CD с клавиром для распечатки.                             

Комплексный характер пособия, обусловленный комплексной сущностью самих жанров оперы и балета, реализуется посредством инновационных технологий. Это, прежде всего, технология сочетания  видеозаписей постановок спектаклей с новейшей разработкой –  аудиовизуальным клавиром, текстовых комментариев с комментариями, записанными в видеоформате, а также технология сопровождения вокальной партии русскоязычными титрами.

Таким образом, с помощью разнообразных материалов пособия реализуется дидактическая триада «слышу – осознаю – исполняю» (более развёрнуто: «мысленно оперирую  музыкальными  структурами – вербально   их  определяю – мысленно или реально играю и пою музыкальный текст»). Применение такого метода целостного восприятия произведения при изучении оперных и балетных опусов, способствующего взаимодействию различных видов ощущений, позволяет анализируемому музыкальному тексту стать частью сознания, частью личности учащегося, что создает механизм мышления, механизм развития творческих способностей личности

Мы выражаем надежду, что серия аудиовизуальных учебных пособий «Оперы и балеты» откроет новую страницу в реализации идеи качественного образования в Российской Федерации и окажет серьёзную поддержку нашим педагогам в их непростой, но крайне необходимой работе, направленной на сохранение и развитие культуры нашей страны.