ОПЕРА П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич (1840-1893) –выдающийся русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. В его творчестве нашли своё продолжение традиции М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Созданные им оперы и балеты, симфонические и камерные произведения явились новым, ценнейшим вкладом не только в русское, но и в мировое музыкальное искусство. Велико было также значение педагогической и публицистической деятельности Чайковского в развитии национального профессионального образования и критики.

Всю свою жизнь Чайковский отдавал много сил овладению профессиональным мастерством. Он всегда проявлял исключительную требовательность к себе и никогда не удовлетворялся достигнутым. «Без работы жизнь для меня не имеет смысла, - говорил он. – В сущности, я без неё и дня прожить не могу».

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х годов. В 70-х годах он был уже автором многих выдающихся сочинений, в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырёх симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини», а также знаменитых фортепианных произведений «Времена года» и «Детский альбом».

Наивысшего расцвета дарование композитора достигло в 80-х и начале 90-х годов, когда им были созданы такие шедевры мирового музыкального искусства, как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии.

В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры; ведущими из них были опера и симфония. Содержание его музыки универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Композитор претворял в своих сочинениях глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу. По глубине проникновения в душевный мир человека, по тонкости психологического анализа он может быть сопоставлен с такими художниками, как Толстой и Достоевский.

В соответствии с тематикой и характером дарования композитора сложились и основные черты его творческого облика. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. По-вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и инструментальных произведений. Напевность, мелодичность присущи его голосоведению, гармоническому и оркестровому языку.

Истоки мелодического языка Чайковского крепко связаны с традициями русской музыки и одновременно включают в себя лучшие достижения всей европейской культуры в её различных стилевых проявлениях. В музыкальном языке композитора ощутимо влияние русской романсовой культуры 1-й половины XIX века – творчества Гурилёва, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского.

Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. «Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях… - говорил сам композитор. – Я русский в полнейшем смысле этого слова».

Опера «Евгений Онегин» создана по одноимённому роману в стихах А.С.Пушкина. Она раскрывает драму человеческих отношений, сложную диалектику любви, превратившую робкую, мечтательную девочку в сильную духом женщину и заставившей опустошённого, разочаровавшегося человека пережить муки запоздалого чувства. Чайковский не ставил задачу охватить все проблемы романа. Подзаголовок оперы – «лирические сцены» – говорит о стремлении показать в первую очередь мир чувств персонажей. В отличие от романа Пушкина, композитор среди них менее других выделил образ самого Евгения Онегина. На первом плане - судьбы Ленского и Татьяны. Именно они, по представлению автора, несли в себе важнейшие для него и его поколения идеи – о недолгом и быстро прерванном расцвете жизни, о прощании с молодостью, об отношении к «грядущему дню».

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Кировском театре оперы и балета. Исполнители главных партий: Е. Гороховская, Т. Новикова, Л. Дядькова, Л. Филатова, С. Лейферкус, Ю. Марусин, Е. Охотников. Оркестр, хор и балет Кировского театра оперы и балета. Режиссер-постановщик и дирижер - Ю. Темирканов. Запись Гостелерадио СССР.

Меню четырёх дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: Ю.Васильев.

Видеоинженер: Д. Корякин

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.