ОПЕРА А.П.БОРОДИНА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»

  БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) - русский композитор, общественный деятель, одна из самобытнейших фигур русской музыкальной классики. Академик, ученый-экспериментатор, теоретические труды по химии которого завоевали европейскую известность (также оставили заметный след занятия медициной), Бородин сумел, развивая тради­ции Глинки, придать русской музыке небывалое эпическое вели­чие и богатырский размах. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он много времени отдавал музыке. В 1860-х гг. Бородин стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М. А. Ба­лакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским сло­жились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки. В эти годы композитором написаны Первая симфония, опера-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна». Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требователь­ность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каж­дым музыкальным сочинением. Так, музыка Второй симфонии (впоследствии названной Стасовым «Богатырской») написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры затянулось надолго. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов).

    Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современ­ность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лири­ка - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные (ориентальные)- пленительные, полные неги и воинственные.

   Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии, мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина - при опоре на народную музыку обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклор­ных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного, характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.

    Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке - опера «Князь Игорь» (по «Слову о полку Игореве»). В ней объединены черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии (Первая написана одновременно с начальными образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое направление в русском симфонизме, вершиной которого стала Вторая симфония. Бородин был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью Второй струнный квартет). Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Он первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песня тёмного леса») ему принадлежат также сатирические, юмористические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагического чувства, благо­родству выражения элегию «Для берегов отчизны дальной».

Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и зарубежную музыку.

Основой сюжета оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве». «Слово» рассказывает о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Основная идея сочинения – призыв к объединению русских князей. В опере показаны и сведены в конфликт три силы: 1) народ вместе с представителями и вождями русского патриотического лагеря – Игорем, Ярославной, боярами, 2) отрицательные герои – Галицкий, его челядь и предатели-дезертиры Скула и Ерошка и 3) внешние враги – половцы. Бородин в своём произведении выразил идею защиты родной русской земли и её единства. Главным носителем этой идеи в опере является сам князь Игорь. Композитор нарисовал безупречно положительный образ полководца и правителя, в котором объединились лучшие черты русских князей.

    В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Кировском театре оперы и балета. Исполнители главных партий: Князь Игорь – Николай Путилин, Ярославна – Галина Горчакова, Владимир – Евгений Акимов, Галицкий – Сергей Алексашин, Кончак – Владимир Ванеев, Кончаковна – Ольга Бородина. Оркестр, хор и балет Кировского театра оперы и балета. Дирижер - Валерий Гергиев. Запись спектакля сделана в Мариинском театре. Режиссер-постановщик – Евгений Соковнин, Иркин Габитов. Исполнительный продюсер – Яширо Кондо. Продюсер – Пол Смачный. Оператор-постановщик – Аарно Кронвол.

    Меню четырёх дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, три варианта текста «Слова о полку Игореве» (древнерусский текст, прозаический перевод на современный русский язык и перевод В. А. Жуковского) и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира».

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: М. Кушнир.

Видеоинженер: Д. Корякин.

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.