ОПЕРА В.А.МОЦАРТА «СВАДЬБА ФИГАРО».

МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756-1791) – гениальный австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Первые занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта. Гениальная одаренность ребенка проявилась уже в возрасте 3-4 лет; уже в 1761 году возникают первые композиторские опыты. С 6-летнего возраста Моцарт с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 году в Лондоне исполнены его первые симфонии. В 12 лет юный композитор дирижировал своими вокально-инструментальными произведениями и сочинил первые оперы – «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна», а в 14-летнем возрасте был избран членом Филармонической ака­демии в Болонье.

В 1769-1781 гг. (с перерывами) Моцарт состоял на придворной службе у князя-архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 года как органист. Когда же новый князь стал препятствовать его поездкам за пределы Зальцбурга, композитор отказался от службы и в 1781 году переехал в Вену. Последнее творческое десятилетие Моцарта ознаменовано созданием таких величайших произведений, как оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», симфонии (в том числе 3 наиболее известные - Es-dur, g-moll и C-dur), Реквием (не окончен).

Значение Моцарта огромно, его творчество, включающее все музыкальные формы и жанры эпохи, с трудом поддается оценке: влияние, которое оно оказывало на развитие музыкальных вкусов в последующие два столетия, было беспрецедентно. Прежде всего Моцарт был гением, оказавшимся способным обобщить весь музыкальный опыт Европы.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта нашли развитие новые для того времени качества - психологическая правдивость и естествен­ность. Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в его музыке с глубоким драматизмом. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия композитора основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие на него оказали итальянские композиторы 18 века, представители мангеймской школы (ядро которой составляли чешские музыканты), а также старшие современники - Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систе­му типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Композитор внёс огромный вклад в раз­витие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту свойственно обос­трённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможно­стей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных обо­ротов). Фактура его произведений отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В облас­ти инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактов­кой тембров.

Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр. Его творчество составило эпоху в развитии оперы. Композитор освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматических и музыкально-симфонических зако­номерностей, индивидуальность драматургических решений.

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии, созданные композитором в довенский период, близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» написана по комедийной пьесе французского драматурга П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В её основе - острая социальная идея, высмеивающая феодальные порядки. Центральными персонажами оперы являются Фигаро и Сюзанна – умные, энергичные, неистощимые на выдумки слуги, живущие в доме графа Альмавивы. Свадебное торжество, к которому они готовятся, постоянно откладывается графом, которому самому нравится хорошенькая служанка. Однако с помощью всевозможных хитростей и уловок главным героям удаётся одурачить графа. День, полный невероятных переодеваний и насыщенный событиями (как сказано в названии пьесы, «безумный день») завершается веселой свадьбой.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) взята постановка оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» Оливера Майкла. Исполнители: Граф – Родни Гилфри, Графиня – Хиллави Мартинпелто, Фигаро – Брайен Терфел, Сюзанна – Алисон Хаглей, Керубино – Памела Хелен Стефан, Марцелина – Сюзан Маккаллох, Бартоло – Карлос Феллер, Дон Курцио – Францис Эгертон, Антонио – Джулиан Клэксон, Базилио – Францис Эгертон, Барбарина – Констанс Бэйкс. Дирижёр – Джон Элиот Гардинер.

Меню четырёх DVD-дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

  • Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет включать и выключать титры на русском языке и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

  • АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

  • Содержание

  • Комментарии

  • Информация

Кроме того, 1-й DVD-диск содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст двух пьес П. Бомарше – «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира»

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: А. Груцынова.

Видеоинженер: Д. Корякин.

Редактор: Е. Звонарёва.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.