ОПЕРА М.П.МУСОРГСКОГО «БОРИС ГОДУНОВ».

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881) – выдающийся русский композитор. В своем творчестве, глубоко народном и реалистическом, Мусоргский был наиболее последовательным и смелым выразителем революционно-демократических идей 60-х годов 19 века. Решающее воздействие на художественное развитие композитора оказало знаком­ство с А.С.Даргомыжским, М.А.Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский серьёзно занимался композицией), В. В. Стасовым. Ранний творческий период в биографии Мусоргского тесно связан с Балакиревскоим кружком - «Могучей кучкой», провозгласившим своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 50-х - начала 60-х гг. (хоровые произведения, оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуально­сти. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) - «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характе­ры.

 Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник замысел (не осуществлён) оперы «Ган Исландец» (по В.Гюго), В 1863-1865 композитор работал над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламационной оперы явилась его «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений - народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868-1869; 2-я ред. 1872). Первона­чально не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь в 1874 г., но с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-1880, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).

В центре творчества Мусоргского - народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории, в которых с боль­шой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного про­шлого он искал ответы на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д.

Однако музыкальный язык Мусоргского, продол­жателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 веке. Таковы, в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западно-европейской классики (в том числе от сонатности), а также его мелодика - естественная, «творимая говором», то есть вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с  приёмами, предвосхищающими такие направления, как импрессионизм и экспрессионизм. В дальнейшем творческие открытия композитора в области музыкальной деклама­ции, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влия­ние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 века, в том числе С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан.

Опера М. П. Мусоргского «Бориса Годунов» была написана по одноимённой пьесе А. С. Пушкина. В ней отражена трагедия русского народа в одну из самых драматичных эпох его истории – во времена Смуты, а именно - в период правления Бориса Годунова (1598-1605). В трактовке исторических фактов композитор (как и Пушкин) опирался на фундаментальный труд «История государства Российского», Н. М. Карамзина который обвинял Годунова в убийстве царевича Дмитрия. По сюжету оперы, Борис, получив трон ценой преступления, испытывает страшные муки совести. Его осуждает народ, который именно в нём, в «царе-Ироде», видит причину своих страданий и бедствий. Мусоргский трактует трагедию царя Бориса как драматическую неизбежность напряжённой борьбы социальных сил, исход которых решался стихийным движением народа.

В основу иллюстрации данного аудиовизуального учебного пособия (видеозаписи и аудиовизуального клавира) положена постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» Мариинского театра,  снятая в 1990 году. Исполнители главных партий: Борис Годунов – Роберт Ллойд, Дмитрий – Алексей Стеблянко, Марина – Ольга Бородина, Рангони – Сергей Лейферкус. Кировский театр оперы и балета на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Дирижер – Валерий Гергиев. Постановка Андрея Тарковского. Режиссер – Стефан Лоулесс. Режиссер телевизионной версии – Хемфри Бертон.

Меню трёх дисков настоящего учебного пособия содержит следующие разделы:

·        Просмотр, позволяющий точно, в соответствии с клавиром, просматривать как последовательно все номера оперы, так и любые фрагменты отдельно по временной шкале. Раздел позволяет  включать и выключать титры и переходить в режим аудиовизуального клавира (АВК).

·        АВК. Раздел позволяет следить за нотным текстом отдельных номеров клавира оперы (с дополнительным включением титров). Возможен переход в режим просмотра и возвращение обратно в режим АВК.

·        Содержание

·        Комментарии

·        Информация

Кроме того, I DVD учебного пособия содержит информационные файлы, включающие в себя полный текст комментариев к опере, текст пьесы
А. С. Пушкина «Борис Годунов» и иные дополнительные материалы.

Учебное пособие создано в рамках проекта «Внедрение современных компьютерных технологий в процесс приобщения подрастающего поколения к мировым и общенациональным ценностям классического музыкального искусства и хореографии» в соответствии  с распоряжением Президента РФ «О присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 13 октября 2004 г. № 480 – рп.

Учебное пособие разработано в «Творческой мастерской Михаила Кушнира»

Автор-составитель: М. Кушнир.

Автор текста комментариев: М. Кушнир.

Видеоинженер: Д. Корякин.

Редактор: Е. Звонарёва.

Редактор нотного текста: М.Кушнир.

Продюсер студийной видеозаписи: О.Казанчева.

Комментарии читает М. Кушнир.