Работа по формированию звукового учебного пособия данного  типа началась еще в 1988 году и сейчас пятнадцатилетний этап создания первого в нашей стране комплекта цифровых компьютерных  пособий на лазерных компакт-дисках завершен. «Пособие» предназначено прежде всего учащимся и педагогам учебных заведений начального профессионального этапа обучения, но материал «Пособия» может быть творчески трансформирован и активно использован в работе педагогов теоретических и специальных дисциплин профессиональных  учебных заведений среднего звена. Представленные в «Пособии» музыкальные произведения и текстовые комментарии с большим запасом перекрывают также потребности иллюстративного  музыкального материала  для уроков музыки в общеобразовательных школах.

   Универсальный характер «Пособия» предлагает также  широкое использование  и музыкальных произведений, и текстовых пояснений в семейном общении родителей со своими детьми, как в целях развития духовности и интеллекта, так и в процессе активного отдыха.

   Наконец, «Пособие» – редкий пример концентрации большого количества лучших образцов русской и зарубежной классической музыки, как правило, в интерпретации самых выдающихся исполнителей прошлого и настоящего, что, несомненно, привлечет как любителей музыки, так и широкий круг заинтересованных пользователей.

   К достоинствам «Пособия» автор относит и технологический уровень качества записей, произведенных с помощью самых современных компьютерных программ на профессиональной студийной аппаратуре.

   Создание подобного звукового пособия было бы невозможно без издания комплекта новых учебников по музыкальной литературе, авторам которых (Осовицкой Зое Евгеньевне и Казариновой Анне Семеновне – 4 класс, Брянцевой Вере Николаевне –5 класс, Козловой Наталии Павловне – 6 класс и Аверьяновой  Ольге Ивановне – 7 класс) я приношу особую благодарность. Их разработки учебного материала собственно и озвучивает фонохрестоматия. При этом «Пособие» принципиально выстроено точно в соответствии с вышеуказанными учебниками, что, по мнению автора – составителя, должно обеспечить их максимальную взаимосвязанность.

 В «Пособии» в той или иной степени представлены практически все необходимые для учебного процесса музыкально – иллюстративные материалы и, прежде всего, озвучены нотные примеры всех четырех учебников. Записаны также и, как правило, даны с комментариями, большинство музыкальных произведений, упоминаемых в тексте учебников.

 Понятно, что текст самих авторов, как опытных и талантливых педагогов – музыковедов с одной стороны, да еще проделавших такую огромную и кропотливую  работу для издания учебников с другой стороны, улучшить невозможно по определению. Однако, автор-составитель для методического разнообразия в одних случаях старался записать текст аннотаций практически без изменений  (6 класс, текст Н.П. Козловой), в других – регулярно использовал свои текстовые импровизации и вариации ( 4-5 классы, тексты учебников Осовицкой З.Е., Казариновой А.С. и Брянцевой В.Н.), в третьих – дал, хотя и параллельный, но совершенно самостоятельный текст другого автора ( 7 класс вместо текста О.И. Аверьяновой использован текст Натальи Викторовны Климовой), который, тем не менее, следует предложенному Ольгой Ивановной хронологическому порядку глав и разделов.

   Инновационный характер носит по существу и сам жанр звукового пособия, главную основу которого составляет тенденция дать минимально возможный текстовый звуковой комментарий (аннотацию, пояснение) к максимально возможному музыкальному материалу, к целому разделу, целой части или целостному произведению – как только представляется такая возможность. Но эта жанровая особенность «Пособия» облегчает любителям музыкального искусства возможность совершить экскурс в музыкальную культуру разных эпох, от глубокой древности до конца 20-го столетия; не только музыкальные примеры, но и аннотации к ним помогут проследить различные тенденции развития музыки, ознакомиться с разнообразием стилевых особенностей эпох, направлений, творчества  великих композиторов и отдельных произведений.

   Разъяснение строения целого произведения, его частей и разделов дает возможность соприкоснуться с основными музыкальными жанрами и формами, глубже проникнуть в содержание произведений. Текстовой комментарий к музыкальному произведению – это  входные ворота, трамплин, облегчающий «вход», «погружение» непосредственно в музыку, непосредственно в звуковую атмосферу произведения.

   Издание «Пособия» имеет свою особую задачу – воссоздать и сохранить в неухудшаемом виде ( это уже цифровой формат!) определенный минимум музыкального «генофонда», без наличия которого в каждой библиотеке, в каждом учебном заведении и, будем надеяться, в каждой семье и без наличия свободного доступа к которому не может быть и речи о сохранении и развитии русской национальной культуры, а, следовательно, и о развитии экономики на высокотехнологической основе.

   Но у «Пособия» есть и  сверхзадача: создание «Пособия» - первый этап перевода процесса обучения и воспитания подрастающего поколения на новые методы обучения, на новую дидактику, опирающуюся на современные компьютерные технологии. Конечный результат этого процесса – создание человека новой, более высокой формации, у которого искусство будет неотделимой частью личности, частью сознания. Именно такое мышление будет априори  креативным,  творческим. Для этого, помимо разных методологических инноваций, должны быть далее созданы соответствующие пособия сначала в аудиовизуальном формате, а затем и мультимедийные, чисто компьютерные учебные пособия.

   С точки зрения методики, «Пособие» имеет и еще несколько инновационных моментов. Это, во-первых, введение в озвученный учебный материал «фольклорного» диска – диска «Русской народной музыки» (4 класс, диск № 10; основной тип представленных на диске звуковых иллюстраций – аутентичный фольклор) и диска «Богослужебного пения в русской православной Церкви» (6 класс, диск № 10, издающийся по благословению Архиепископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия).

   Во- вторых, для облегчения чисто технических моментов нахождения педагогом соответствующих разделов произведения, впервые в практике записи компакт – дисков, вводится разделение записи произведения по трекам на «разделы» и «партии». Раздельные треки выполнены таким образом, что они в режиме постоянного прослушивания не нарушают целостного непрерывного звучания произведения, треки переключаются незаметно, автоматически, без малейших пауз. В то же время педагог или любой другой пользователь может мгновенно начать прослушивание произведения с любого выделенного треком раздела.

   Расчлененные треками разделы произведения представлены в компакт – дисках пятого и седьмого классов. Автор понимает, что и эти новации, и фольклорный диск, и диск, посвященный богослужебному пению – далеко не бесспорные явления (как и моя «педагогическая уловка» – звуковые объявления названий произведений и имени композитора). Поэтому автор будет признателен любому пользователю, который пришлет по адресу: 392008, г. Тамбов, ул. Советская, дом  161, кв. 5 свои отзывы, пожелания и оценку данного пособия.